Искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью центральноазиатского художественного наследия и своими истоками восходит к глубокой древности. Хива и сегодня является одним из древнейших центров искусства резьбы по дереву Центральной Азии. Хивинские резчики по дереву издавна славились своим мастерством. Особенностью искусства резьбы по дереву Хивы являются отделки дверей, ворот, карнизов, колонн и мебели. Резные двери – отличительная особенность старого города. Особенно прекрасны творения резьбы по дереву в Джума-мечеть в Ичан-кале. Была перестроена в конце XVIII века, однако сохранила черты классических строений Востока. Это оригинальное одноэтажное здание, без порталов, арок и куполов, представляет собой огромный зал с плоской кровлей, опирающейся на 213 деревянных резных колонн. Именно они, различные по размерам, форме и отделке и представляют высокую художественную ценность мечети.
Мастера резчики по дереву используют древесину вязов и других местных деревьев. Для консервирования поверхностей используется хлопковое или льняное масло. К ремеслу здесь детей начинают приучать рано. Годам к четырнадцати они уже вполне овладевают профессией. Традиция растительного орнамента резьбы по дереву остается в Хиве незыблемой и хивинские ремесленники пытаются сохранить старые традиции ручного ремесла и передать их молодому поколению. Юноши постигают секреты изготовления майолики с цветочными и геометрическими узорами, резьбы по дереву. До сих пор являются образцами высокого искусства двери, выполненные хивинскими мастерами столетия назад. И шогирды – ученики стремятся воссоздать эту красоту в своих работах.. Яркими представителями школы хивинских резчиков является династия Палвановых, руками которых выполнено множество резных колонн и дверей Хивы XIX - нач.XX вв. Работы П. Абдусаттарова и его сына Ата Палванова отличает одноплановая резьба с неглубоким рельефом. Орнамент в основном стилизованно растительный, обладающий динамичной ритмикой мелких побегов.
Искусство резьбы по дереву
Искусство резьбы по дереву Узбекистана является частью центральноазиатского художественного наследия и своими истоками восходит к глубокой древности.
Хива и сегодня является одним из древнейших центров искусства резьбы по дереву Центральной Азии.
Хивинские резчики по дереву издавна славились своим мастерством. Особенностью искусства резьбы по дереву Хивы являются отделки дверей, ворот, карнизов, колонн и мебели. Резные двери – отличительная особенность старого города.
Особенно прекрасны творения резьбы по дереву в Джума-мечеть в Ичан-кале. Была перестроена в конце XVIII века, однако сохранила черты классических строений Востока. Это оригинальное одноэтажное здание, без порталов, арок и куполов, представляет собой огромный зал с плоской кровлей, опирающейся на 213 деревянных резных колонн. Именно они, различные по размерам, форме и отделке и представляют высокую художественную ценность мечети.
Мастера резчики по дереву используют древесину вязов и других местных деревьев. Для консервирования поверхностей используется хлопковое или льняное масло. К ремеслу здесь детей начинают приучать рано. Годам к четырнадцати они уже вполне овладевают профессией.
Традиция растительного орнамента резьбы по дереву остается в Хиве незыблемой и хивинские ремесленники пытаются сохранить старые традиции ручного ремесла и передать их молодому поколению. Юноши постигают секреты изготовления майолики с цветочными и геометрическими узорами, резьбы по дереву. До сих пор являются образцами высокого искусства двери, выполненные хивинскими мастерами столетия назад. И шогирды – ученики стремятся воссоздать эту красоту в своих работах..
Яркими представителями школы хивинских резчиков является династия Палвановых, руками которых выполнено множество резных колонн и дверей Хивы XIX - нач.XX вв. Работы П. Абдусаттарова и его сына Ата Палванова отличает одноплановая резьба с неглубоким рельефом. Орнамент в основном стилизованно растительный, обладающий динамичной ритмикой мелких побегов.