Медная резьба

      Чеканка - благородное ремесло. Чеканщик по сравнению с простым жестянщиком все равно, что столяр-краснодеревщик по сравнению с плотником. Чеканщик, чтобы изготовить кувшин-офтоба, должен владеть ремеслом литейщика, кузнеца, чеканщика и гравировщика по металлу, резчика и лудильщика.

      Кроме бытового предназначения, медная и латунная чеканная посуда всегда ценилась в Узбекистане, прежде всего, за художественные качества, украшая полки открытых встроенных шкафов. Медночеканные изделия в доме указывали на достаток и зажиточность хозяина.

      Искусство обработки металла принадлежит к одному из самых древних ремесел, уступая первенство разве что керамике. До наших дней дошло немного старинных образцов этого художественного ремесла. Древнейшие из них археологи относят к четвертому тысячелетию до нашей эры. Вспомним, что этот исторический период носил название "бронзового века". Высокого уровня искусство обработки металла достигло в средние века, в частности в эпоху Темуридов. Так, в семидесятые годы прошлого века во время археологических работ на площади Регистан в центре Самарканда была обнаружена средневековая мастерская чеканщиков. Среди найденных предметов оказались сосуды из золотистой бронзы, орнаментированные чеканными узорами растительного и геометрического стиля. Некоторые из них были покрыты надписями, инкрустированными золотом.

      Многие изделия из бронзы постигла непростая судьба. В старину бронза ценилась не только за художественные достоинства, но и как своеобразное вложение капитала. Это был дорогой металл, который в случае нужды можно было свободно переплавить в монеты. Что и случилось в течение веков, особенно в XVI - XVII столетиях, так что медь во многом заменила бронзу.

      В середине девятнадцатого века изготовление медночеканных изделий в крае достигло высшего уровня. Только в Хиве насчитывалось четыреста ремесленников - мисгаров, в Бухаре - двести. Центрами обработки меди являлись также Ташкент, Самарканд, Коканд, Маргилан, Карши, Шахрисабз. Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий - от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов. Среди них кувшины для омовения офтоба, сосуды для чая чойдиш, различные чаши мискоса, подносы мислаган, шкатулки кутича, курительные приборы чилим, чернильницы сиёхдон, пеналы каламдон и курильницы для благовоний исирикдон, украшенные чеканным орнаментом. Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. Исследователи отмечают, что многие виды медночеканной посуды Узбекистана имеют аналоги среди подобных предметов, созданных ремесленниками в Восточном Туркестане, Индии, Иране, Турции, на Кавказе. Это только свидетельствует о вековых торговых и культурных связях Центральной Азии со странами, через которые пролегал Великий шелковый путь.

      Узбекская чеканка, собственно, представляет собой различные приемы гравировки. Глубокая гравировка кандакори имеет более углубленный рельеф, чистая гравировка чизма напоминает насечку резцом. Кроме того, для выполнения деталей крышек, ручек и подставок сосудов узбекскими мастерами применяется прорезная чеканка шабака. Для изготовления чеканных изделий, как и в прошлые века, кандакор использует лист меди или латуни - сплава меди и цинка с добавлением других металлов.

      Инструменты и оборудование мастерской чеканщика почти не отличаются от тех, которыми пользовались ремесленники в средние века. С помощью простых и несложных инструментов медник изготовляет художественные изделия, придавая им всевозможную причудливую форму, украшает их тонкими рисунками.

      Мастерская чеканщика-кандакора оборудована горном, малой и большой наковальнями. Для работы мастера необходимы молотки, щипцы, напильники, ножницы, приспособления для лужения изделия. Чеканка выполняется разнообразными резцами и зубилами накш калам из твердой стали. В набор инструментов входит брусок для заточки инструментов. Для нанесения контуров рисунка на поверхность изделия мастер пользуется циркулем паргор. Опытные мастера, владеющие искусством составления орнаментов, вырезают их сразу на заготовке. Чеканщик работает, сидя перед низким деревянным столиком, на котором обрабатывается заготовка, лежащая на специальной подушке. Вот, собственно, и все. Нагретый лист металла чеканщик выколачивает, создавая форму изделия. При чеканке полых высоких сосудов их наполняют песком. Закончив работу, мастер подчищает контуры узора, обрезает и выравнивает края, обрабатывает фон, шлифует поверхность изделия. Внутренняя поверхность сосудов и чаш подвергается лужению.

       Судьба изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок кубба для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для офтоба или чойдыш и шарниры аспак, соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы - рихтагари составляло самостоятельную отрасль обработки металла. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути.

       Хивинские традиционные ножи отличаются обилием резного орнаментального декора, который покрывает не только рукоятку, но и от самого черенка до острого кончика обвивает лезвие. Футляр ножа также покрывается плавным плетением сплошного узора. Тщательность исполнения чеканного орнамента сравнима с искусством хорезмских ювелиров, а изящный рисунок орнамента напоминает резное дерево Хивы.

      Традиции древнего ремесла возрождают и продолжают современные народные умельцы, внося свой вклад в развитие узбекского орнаментального искусства. Как и столетия назад, поет медь под резцами чеканщика, звенит металл под ударами молота кузнеца.