Национальный головной убор (Чогирма)

      Головной  убор  Хорезма  считался  символом  состоятельности,  величия  и  доблести,  поэтому  запрещалось  менять  и  давать  другим  головной  убор.  Отцовский  головной  убор  передавали  только  его  сыну.  Старейшины  говороли:  «Хотя  в  ногах  нету  сапожек,  но  обязательно  должна  быть  чогирма».  Головной  убор  населения  Хорезмского  оазиса,  её  цвета,  формы  и  порядок  надевания  имеют  своеобразие.  Узбеки,  проживающие  в  Хорезме  надевали  большую  округлую  чогирма.  Чогирма  широко  раскрывает  этнические  свойства  жителей  оазиса.  Чогирма  бывает  трёх  видов:  тугалак  чогирма,  шерази,  силкма.  Тугалак  чогирма   первоначальный  вид  головного  убора,  которую  начали  одевать  в  оазисе  с  XIX  века.  Верхняя  часть  гладка  сшита  из  кожи  или  материала,  а  бока  полностью  слеплены  каракулю  (название  шерстя).  Изначально  его  одевали  только  правители,  затем  представители  других  слоёв  населения.  Чогирма  шерази  сшита  из  коротких  шерсти  в  стиле  Хазораспа.  Чогирма  шерази  удобная,  вышивали  из  шерсти  новорождённого  ягнёнка,  которая  не  отличался  от  современных  шапок.  Третий  вид  силкма  чогирма  одевали  бедный  слой  населения  и  туркмены,  обитавшие  в  оазисе,  она  сшита  из  длинных  шерсти.  Силкма  чогирма  вышивали  из  длинных  шерсти  овца,  округлой  форме  и  объёмным. 


      В  источниках  пишут  что  основной  причиной  распространения  головного  убора  под  названием  чогирма  явились  жамшиды-представители  афганских  племён.  Саид  Мухаммад  Рахимхан  II  (1865—1910)  первым  из  правителей  надел  эту  чогирма .  Из  результатов  опроса  населения  установилось,  что  эти  доводы  неосновательные.  Появлением  этих  головных  уборов  при  правлении  Хивинского  хана  Аллахкулихана  (1825—1842)  стала  традицией  надевания  новой  формы  головного  убора  похожего  на  чогирма,  а  до  этого  бедное  население  традиционно  одевала  «тугалак  чогирма».  Правильность  этих  фактов  доказала  скульптуру  мужчин  (V  в  до  н.  э.)  в  голове  которого  был  головной  убор  в  виде  чогирма  найденного  ведущим  научным  сотрудником  Хорезмской  академии  Маъмуна  С.  Баратовым  2012  году  в  Хумбузтепе.


      Изготовление  чогирма  осуществляется  в  трёх  стадиях:


      1.  Обработка  кожи,  является  тончайшим  делом  в  изготовлении  чогирма,  так  как  она  является  первой  стадий  и  при  обработке  из  кожи  должны  быть  удалены  излишки  жир  и  мяса.  Чтобы  кожа  не  испортилась  при  удалении  излишек,  один  день  обмакивают  кожу  на  воде,  после  это  очистка  кожи  будет  лёгким  и  качественным.


      2.  Подготовка  кожи  к  пошиву.  Из  обработанной  кожи  берут  образцы  из  разных  размеров,  в  основном  из  от  56  до  63.  После  изготовления  образцов  из  кожи  начинают  шить  чогирма.  Для  того  чтобы  чогирма  была  летом  прохладной,  а  зимой  тёплым  между  кожами  пришивают  материал,  а  над  ним  шапочку.  Таким  образом  будет  завершена  80  %  дели  начинается  основная  часть  изготовления  чогирма.


      3.  В  этой  стадии  даёт  форму  чогирма,  то  есть  его  помещают  на  макет  и  добиванием  деревянным  молотком  придают  ему  форму.  Затем  засушивают  чогирма  при  температуре  60—70  градусов  в  р  месте.  При  этом  сохранялась  форма.  После  окончания  засушки  готовый  головной  убор  брали  с  макета. 


      В  Хорезме  проводились  мероприятия  связанные  с  чогирма.  «В  древности  аксакал  махалли  мог  лишить  отца  с  чогирмы,  если  он  не  должным  образом  обращал  внимание  на  воспитание  своего  ребёнка,  и  другие  могли  не  общаться  с  ним».  В  начале  XX  века  в  Хорезме  было  не  порядочно  ходить  без  головного  убора,  и  поэтому  это  наказание  считалось  тяжким.  Уединение  человека  от  махалли  означало,  что  не  имел  возможности  участвовать  в  общественных  мероприятиях.  Чогирма  и  другие  изготовленные  из  шерсти  головные  уборы  встречаются  у  тюркских  народов  (туркмены,  турки  и  др.)  и  у  народов  Кавказа  (азербайджанцы,  грузины,  армяне,  лезгины  и  другие).  У  туркменской  племени  явмут  были  похожие  на  Хорезмские  чогирма  и  назывались  човурмами.  Силкма  чогирма  были  в  основном  у  туркменских  племён  эрсары  и  сарык  и  назывались  они  силкма  телпак   Туркменские  юноши  надевали  чогирма  белого  цвета.  В  Хорезме  эти  белые  чогирмы  надевали  лицо  определённой  специальности.  Их  называли  «гассолами»,  их  узнавали  с  белой  чогирма  и  серебряного  кольца  надетого  на  серединное  пальцо.


      Естественные  условия  и  географическое  положение  Хорезма  предполагала  возможности  шерстяных  уборов.  Сохранение  в  нормальном  состоянии  температур  внутри  халатов  и  чогирма  защищала  тело  от  сильных  буранов  или  бурей.  Если  спросить  у  мастеров  «Какие  свойства  имеются  у  чогирмы?»  то  они  ответят,  что  чогирма  сохраняет  тепло  в  зимой  и  прохладу  летом.  Кроме  этого  чогирма  защищает  человека  от  глазных  болезней  (простуды),  так  как  в  Хорезме  часто  бывают  бури.  В  походах,  если  поставить  на  седло,  можно  использовать  как  подушку.  В  настоящее  время  изготовлением  чогирма  занимаются  хивинские  мастера  Абдураимбой  уста  и  его  потомки.  Представители  этой  династии  образцово  обслуживают  местных  и  иностранных  туристов,  и  тем  самым  распространяют  миру  славу  хорезмского  чогирма.  Потомки  Абдураимбой  уста,  Азимбой  (1954—1996),  Максудбек,  Маратбек  (1961—2009),  Бахромжон,  Хурматбек,  Шокирбек,  Пирназарбой,  Эргащбек,  Мухаммаджон,  и  в  настоящее  время  продолжают  отцовское  дело.  В  мастерских  занимаются  сол  своими  учениками  искусству  изготовление  головных  уборов. 


      До  70-х  годов  XX  века  чогирма  оставался  головным  убором  старейшин.  Затем  население  перестала  одевать  чогирма,  а  использовали  его  члены  фольклорно-этнографических  и  театральных  ансамблей.  Однако  «шерази»  и  по  сей  день  сохранилась  среди  среднего  и  возрастного  населения.


      В  настоящее  время  население  мало  пользуется  этим  головным  убором.  Однако  данное  ремесло  продолжает  своё  существование  в  качестве  национального  достояния,  материального  наследия  благодаря  интересу  туристов.  Кроме  этого  во  всех  праздничных  мероприятиях  мужчины  одевают  чогирма.  Его  надевают  и  при  исполнении  национального  танца  Лезги,  при  исполнении  которого  у  всех  появляется  какое-то  психологическое  состояние  при  котором  хочется  плясать.  В  настоящее  время  отрасль  изготовления  чогирма  стала  современной.  Основная  проблема  это  уменьшение  спектра  этой  отрасли.  На  современном  этапе  в  республика  поставила  новый  шаг  к  сохранению  ценностей,  к  развитию  народного  творчества  и  практического  искусства.  Национальное  ремесло  благодаря  независимости  получила  распространение,  оценили  труд  мастеров.  Мастера  по  изготовлению  чогирма  получили  возможность  представлять  свои  изделия  на  выставках.  Значит,  если  народ  существует,  этот  головной  убор  в  качестве  символа  мужчин  будет  навеки  жить  в  Хорезме.