Древний и прекрасный Хорезм, некогда великое и могущественное государство, торговый и экономический центр Средней Азии. С незапамятных времен этот благословенный край славился своими коврами, производством которых в основном занимались кочевые племена туркмен и каракалпаков. Именно туркменские длинноворсовые ковры были взяты за основу хорезмскими мастерицами и со временем принесли заслуженную славу. Но с распадом Хорезмского ханства, в период смут многие народные промыслы пришли в упадок. Такая же участь постигла и ковроткачество. По утверждениям ученых к концу XIX века в Хиве столице могущественного ханства ковровое производство почти не существовало.
В социалистический период, ковроделы - ремесленники были признаны «кустарями», их промысел не приветствовался. Производство ковров государство взяло в свои руки и поставило на промышленную основу, все заполонили изделия машинного производства, и как результат, многовековой опыт народных мастеров был полностью утрачен.
С обретением независимости Республикой Узбекистан, правительство взяло курс на возрождение некогда забытых народных промыслов. И, как в старину, в этом помогли туркменские мастера, соседнего независимого государства.
Сегодня в Хиве некогда столице древней империи, а ныне одном из исторических центров страны с успехом возродили забытое ремесло.
В настоящее время развитие ковроткачества в регионе происходит в трех направлениях: домашнее производство, изготовление ковров ручным способом на базе государственных предприятий, а также поддержка частных фирм, занятых этим нелегким промыслом.
Вновь в регион вернулись знаменитые «джульхирсы и гилямы» - ворсовые шерстяные ковры, основными традиционными чертами которых являются яркие сочные цвета, а также сочетание геометрической основы рисунка со стилизованным растительным орнаментом. Только на производственном объединении «Хорезм гиламлари» ткут полтора миллиона кв.м таких ковров в год.
Мастерицы хивинской ковровой фабрики прославили город продукцией, достойной войти в любую коллекцию мира. Наиболее интересно новое направление их разработок, так называемые «портретные ковры», для изготовления которых, применяют древнюю технологию «шерсть + шелк».
Технология заключается в сочетании шелковых и шерстяных компонентов. Основу таких изделий обычно составляют шелковые нити, фоновая часть ковра из шерсти, орнамент снова из шелка.
Шелк использован в основе для того чтобы, сочетая в себе прочность и эластичность, дать возможность нанести на поверхность как можно больше узелков (штрихов) и достаточно точно прорисовать контур. Далее идет шерстяной фон, а затем снова шелковые штрихи, наносимые для контраста, позволяющего добиваться фотографической четкости, столь необходимой в портретном ковроткачестве.
Излишне говорить, что в производстве используются только натуральные материалы, а все операции производятся вручную.
Еще одно интересное направление очень популярно в современном городе, это индивидуальное ковроткачество. Примером тому могут служить семьи ремесленников, проживающие ныне в историческом центре города - Ичан-кале.
Прямо на глазах у многочисленных туристов мастерицы создают свои замечательные шедевры шелковые ковры, в процессе производства занята вся семья.
Личинки тутового шелкопряда, вырабатывающие натуральный шелк выращиваются недалеко за городом и доставляются напрямую. Коконы разматываются вручную, затем их красят в огромных чанах с кипящей окрашенной водой. Кстати, это единственная операция в ковроткачестве, доверенная мужчинам по причине ее необычайной трудоемкости. Затем пряжу высушивают тут же на солнышке и подают мастерицам, которые, установив навойные станки прямо на улице, кропотливо наносят узелок за узелком, выделывая шелковое «чудо». Перед каждой ковровщицей висит копия миниатюры, содержащая рисунок многовековой давности. Быстро, словно бабочки мелькают умелые женские руки, узелок за узелком приближая нас к заветному финалу.
Движения так выверены, так четки, что, кажется все до обыденного просто, ну подумаешь многовековой опыт, ежедневный кропотливый труд и неутомимые женские руки.
Ковроделие
Древний и прекрасный Хорезм, некогда великое и могущественное государство, торговый и экономический центр Средней Азии. С незапамятных времен этот благословенный край славился своими коврами, производством которых в основном занимались кочевые племена туркмен и каракалпаков. Именно туркменские длинноворсовые ковры были взяты за основу хорезмскими мастерицами и со временем принесли заслуженную славу. Но с распадом Хорезмского ханства, в период смут многие народные промыслы пришли в упадок. Такая же участь постигла и ковроткачество. По утверждениям ученых к концу XIX века в Хиве столице могущественного ханства ковровое производство почти не существовало.
В социалистический период, ковроделы - ремесленники были признаны «кустарями», их промысел не приветствовался. Производство ковров государство взяло в свои руки и поставило на промышленную основу, все заполонили изделия машинного производства, и как результат, многовековой опыт народных мастеров был полностью утрачен.
С обретением независимости Республикой Узбекистан, правительство взяло курс на возрождение некогда забытых народных промыслов. И, как в старину, в этом помогли туркменские мастера, соседнего независимого государства.
Сегодня в Хиве некогда столице древней империи, а ныне одном из исторических центров страны с успехом возродили забытое ремесло.
В настоящее время развитие ковроткачества в регионе происходит в трех направлениях: домашнее производство, изготовление ковров ручным способом на базе государственных предприятий, а также поддержка частных фирм, занятых этим нелегким промыслом.
Вновь в регион вернулись знаменитые «джульхирсы и гилямы» - ворсовые шерстяные ковры, основными традиционными чертами которых являются яркие сочные цвета, а также сочетание геометрической основы рисунка со стилизованным растительным орнаментом. Только на производственном объединении «Хорезм гиламлари» ткут полтора миллиона кв.м таких ковров в год.
Мастерицы хивинской ковровой фабрики прославили город продукцией, достойной войти в любую коллекцию мира. Наиболее интересно новое направление их разработок, так называемые «портретные ковры», для изготовления которых, применяют древнюю технологию «шерсть + шелк».
Технология заключается в сочетании шелковых и шерстяных компонентов. Основу таких изделий обычно составляют шелковые нити, фоновая часть ковра из шерсти, орнамент снова из шелка.
Шелк использован в основе для того чтобы, сочетая в себе прочность и эластичность, дать возможность нанести на поверхность как можно больше узелков (штрихов) и достаточно точно прорисовать контур. Далее идет шерстяной фон, а затем снова шелковые штрихи, наносимые для контраста, позволяющего добиваться фотографической четкости, столь необходимой в портретном ковроткачестве.
Излишне говорить, что в производстве используются только натуральные материалы, а все операции производятся вручную.
Еще одно интересное направление очень популярно в современном городе, это индивидуальное ковроткачество. Примером тому могут служить семьи ремесленников, проживающие ныне в историческом центре города - Ичан-кале.
Прямо на глазах у многочисленных туристов мастерицы создают свои замечательные шедевры шелковые ковры, в процессе производства занята вся семья.
Личинки тутового шелкопряда, вырабатывающие натуральный шелк выращиваются недалеко за городом и доставляются напрямую. Коконы разматываются вручную, затем их красят в огромных чанах с кипящей окрашенной водой. Кстати, это единственная операция в ковроткачестве, доверенная мужчинам по причине ее необычайной трудоемкости. Затем пряжу высушивают тут же на солнышке и подают мастерицам, которые, установив навойные станки прямо на улице, кропотливо наносят узелок за узелком, выделывая шелковое «чудо». Перед каждой ковровщицей висит копия миниатюры, содержащая рисунок многовековой давности. Быстро, словно бабочки мелькают умелые женские руки, узелок за узелком приближая нас к заветному финалу.
Движения так выверены, так четки, что, кажется все до обыденного просто, ну подумаешь многовековой опыт, ежедневный кропотливый труд и неутомимые женские руки.