Головной убор Хорезма считался символом состоятельности, величия и доблести, поэтому запрещалось менять и давать другим головной убор. Отцовский головной убор передавали только его сыну. Старейшины говороли: «Хотя в ногах нету сапожек, но обязательно должна быть чогирма». Головной убор населения Хорезмского оазиса, её цвета, формы и порядок надевания имеют своеобразие. Узбеки, проживающие в Хорезме надевали большую округлую чогирма. Чогирма широко раскрывает этнические свойства жителей оазиса. Чогирма бывает трёх видов: тугалак чогирма, шерази, силкма. Тугалак чогирма первоначальный вид головного убора, которую начали одевать в оазисе с XIX века. Верхняя часть гладка сшита из кожи или материала, а бока полностью слеплены каракулю (название шерстя). Изначально его одевали только правители, затем представители других слоёв населения. Чогирма шерази сшита из коротких шерсти в стиле Хазораспа. Чогирма шерази удобная, вышивали из шерсти новорождённого ягнёнка, которая не отличался от современных шапок. Третий вид силкма чогирма одевали бедный слой населения и туркмены, обитавшие в оазисе, она сшита из длинных шерсти. Силкма чогирма вышивали из длинных шерсти овца, округлой форме и объёмным.
В источниках пишут что основной причиной распространения головного убора под названием чогирма явились жамшиды-представители афганских племён. Саид Мухаммад Рахимхан II (1865—1910) первым из правителей надел эту чогирма . Из результатов опроса населения установилось, что эти доводы неосновательные. Появлением этих головных уборов при правлении Хивинского хана Аллахкулихана (1825—1842) стала традицией надевания новой формы головного убора похожего на чогирма, а до этого бедное население традиционно одевала «тугалак чогирма». Правильность этих фактов доказала скульптуру мужчин (V в до н. э.) в голове которого был головной убор в виде чогирма найденного ведущим научным сотрудником Хорезмской академии Маъмуна С. Баратовым 2012 году в Хумбузтепе.
Изготовление чогирма осуществляется в трёх стадиях:
1. Обработка кожи, является тончайшим делом в изготовлении чогирма, так как она является первой стадий и при обработке из кожи должны быть удалены излишки жир и мяса. Чтобы кожа не испортилась при удалении излишек, один день обмакивают кожу на воде, после это очистка кожи будет лёгким и качественным.
2. Подготовка кожи к пошиву. Из обработанной кожи берут образцы из разных размеров, в основном из от 56 до 63. После изготовления образцов из кожи начинают шить чогирма. Для того чтобы чогирма была летом прохладной, а зимой тёплым между кожами пришивают материал, а над ним шапочку. Таким образом будет завершена 80 % дели начинается основная часть изготовления чогирма.
3. В этой стадии даёт форму чогирма, то есть его помещают на макет и добиванием деревянным молотком придают ему форму. Затем засушивают чогирма при температуре 60—70 градусов в р месте. При этом сохранялась форма. После окончания засушки готовый головной убор брали с макета.
В Хорезме проводились мероприятия связанные с чогирма. «В древности аксакал махалли мог лишить отца с чогирмы, если он не должным образом обращал внимание на воспитание своего ребёнка, и другие могли не общаться с ним». В начале XX века в Хорезме было не порядочно ходить без головного убора, и поэтому это наказание считалось тяжким. Уединение человека от махалли означало, что не имел возможности участвовать в общественных мероприятиях. Чогирма и другие изготовленные из шерсти головные уборы встречаются у тюркских народов (туркмены, турки и др.) и у народов Кавказа (азербайджанцы, грузины, армяне, лезгины и другие). У туркменской племени явмут были похожие на Хорезмские чогирма и назывались човурмами. Силкма чогирма были в основном у туркменских племён эрсары и сарык и назывались они силкма телпак Туркменские юноши надевали чогирма белого цвета. В Хорезме эти белые чогирмы надевали лицо определённой специальности. Их называли «гассолами», их узнавали с белой чогирма и серебряного кольца надетого на серединное пальцо.
Естественные условия и географическое положение Хорезма предполагала возможности шерстяных уборов. Сохранение в нормальном состоянии температур внутри халатов и чогирма защищала тело от сильных буранов или бурей. Если спросить у мастеров «Какие свойства имеются у чогирмы?» то они ответят, что чогирма сохраняет тепло в зимой и прохладу летом. Кроме этого чогирма защищает человека от глазных болезней (простуды), так как в Хорезме часто бывают бури. В походах, если поставить на седло, можно использовать как подушку. В настоящее время изготовлением чогирма занимаются хивинские мастера Абдураимбой уста и его потомки. Представители этой династии образцово обслуживают местных и иностранных туристов, и тем самым распространяют миру славу хорезмского чогирма. Потомки Абдураимбой уста, Азимбой (1954—1996), Максудбек, Маратбек (1961—2009), Бахромжон, Хурматбек, Шокирбек, Пирназарбой, Эргащбек, Мухаммаджон, и в настоящее время продолжают отцовское дело. В мастерских занимаются сол своими учениками искусству изготовление головных уборов.
До 70-х годов XX века чогирма оставался головным убором старейшин. Затем население перестала одевать чогирма, а использовали его члены фольклорно-этнографических и театральных ансамблей. Однако «шерази» и по сей день сохранилась среди среднего и возрастного населения.
В настоящее время население мало пользуется этим головным убором. Однако данное ремесло продолжает своё существование в качестве национального достояния, материального наследия благодаря интересу туристов. Кроме этого во всех праздничных мероприятиях мужчины одевают чогирма. Его надевают и при исполнении национального танца Лезги, при исполнении которого у всех появляется какое-то психологическое состояние при котором хочется плясать. В настоящее время отрасль изготовления чогирма стала современной. Основная проблема это уменьшение спектра этой отрасли. На современном этапе в республика поставила новый шаг к сохранению ценностей, к развитию народного творчества и практического искусства. Национальное ремесло благодаря независимости получила распространение, оценили труд мастеров. Мастера по изготовлению чогирма получили возможность представлять свои изделия на выставках. Значит, если народ существует, этот головной убор в качестве символа мужчин будет навеки жить в Хорезме.
Национальный головной убор (Чогирма)
Головной убор Хорезма считался символом состоятельности, величия и доблести, поэтому запрещалось менять и давать другим головной убор. Отцовский головной убор передавали только его сыну. Старейшины говороли: «Хотя в ногах нету сапожек, но обязательно должна быть чогирма». Головной убор населения Хорезмского оазиса, её цвета, формы и порядок надевания имеют своеобразие. Узбеки, проживающие в Хорезме надевали большую округлую чогирма. Чогирма широко раскрывает этнические свойства жителей оазиса. Чогирма бывает трёх видов: тугалак чогирма, шерази, силкма. Тугалак чогирма первоначальный вид головного убора, которую начали одевать в оазисе с XIX века. Верхняя часть гладка сшита из кожи или материала, а бока полностью слеплены каракулю (название шерстя). Изначально его одевали только правители, затем представители других слоёв населения. Чогирма шерази сшита из коротких шерсти в стиле Хазораспа. Чогирма шерази удобная, вышивали из шерсти новорождённого ягнёнка, которая не отличался от современных шапок. Третий вид силкма чогирма одевали бедный слой населения и туркмены, обитавшие в оазисе, она сшита из длинных шерсти. Силкма чогирма вышивали из длинных шерсти овца, округлой форме и объёмным.
В источниках пишут что основной причиной распространения головного убора под названием чогирма явились жамшиды-представители афганских племён. Саид Мухаммад Рахимхан II (1865—1910) первым из правителей надел эту чогирма . Из результатов опроса населения установилось, что эти доводы неосновательные. Появлением этих головных уборов при правлении Хивинского хана Аллахкулихана (1825—1842) стала традицией надевания новой формы головного убора похожего на чогирма, а до этого бедное население традиционно одевала «тугалак чогирма». Правильность этих фактов доказала скульптуру мужчин (V в до н. э.) в голове которого был головной убор в виде чогирма найденного ведущим научным сотрудником Хорезмской академии Маъмуна С. Баратовым 2012 году в Хумбузтепе.
Изготовление чогирма осуществляется в трёх стадиях:
1. Обработка кожи, является тончайшим делом в изготовлении чогирма, так как она является первой стадий и при обработке из кожи должны быть удалены излишки жир и мяса. Чтобы кожа не испортилась при удалении излишек, один день обмакивают кожу на воде, после это очистка кожи будет лёгким и качественным.
2. Подготовка кожи к пошиву. Из обработанной кожи берут образцы из разных размеров, в основном из от 56 до 63. После изготовления образцов из кожи начинают шить чогирма. Для того чтобы чогирма была летом прохладной, а зимой тёплым между кожами пришивают материал, а над ним шапочку. Таким образом будет завершена 80 % дели начинается основная часть изготовления чогирма.
3. В этой стадии даёт форму чогирма, то есть его помещают на макет и добиванием деревянным молотком придают ему форму. Затем засушивают чогирма при температуре 60—70 градусов в р месте. При этом сохранялась форма. После окончания засушки готовый головной убор брали с макета.
В Хорезме проводились мероприятия связанные с чогирма. «В древности аксакал махалли мог лишить отца с чогирмы, если он не должным образом обращал внимание на воспитание своего ребёнка, и другие могли не общаться с ним». В начале XX века в Хорезме было не порядочно ходить без головного убора, и поэтому это наказание считалось тяжким. Уединение человека от махалли означало, что не имел возможности участвовать в общественных мероприятиях. Чогирма и другие изготовленные из шерсти головные уборы встречаются у тюркских народов (туркмены, турки и др.) и у народов Кавказа (азербайджанцы, грузины, армяне, лезгины и другие). У туркменской племени явмут были похожие на Хорезмские чогирма и назывались човурмами. Силкма чогирма были в основном у туркменских племён эрсары и сарык и назывались они силкма телпак Туркменские юноши надевали чогирма белого цвета. В Хорезме эти белые чогирмы надевали лицо определённой специальности. Их называли «гассолами», их узнавали с белой чогирма и серебряного кольца надетого на серединное пальцо.
Естественные условия и географическое положение Хорезма предполагала возможности шерстяных уборов. Сохранение в нормальном состоянии температур внутри халатов и чогирма защищала тело от сильных буранов или бурей. Если спросить у мастеров «Какие свойства имеются у чогирмы?» то они ответят, что чогирма сохраняет тепло в зимой и прохладу летом. Кроме этого чогирма защищает человека от глазных болезней (простуды), так как в Хорезме часто бывают бури. В походах, если поставить на седло, можно использовать как подушку. В настоящее время изготовлением чогирма занимаются хивинские мастера Абдураимбой уста и его потомки. Представители этой династии образцово обслуживают местных и иностранных туристов, и тем самым распространяют миру славу хорезмского чогирма. Потомки Абдураимбой уста, Азимбой (1954—1996), Максудбек, Маратбек (1961—2009), Бахромжон, Хурматбек, Шокирбек, Пирназарбой, Эргащбек, Мухаммаджон, и в настоящее время продолжают отцовское дело. В мастерских занимаются сол своими учениками искусству изготовление головных уборов.
До 70-х годов XX века чогирма оставался головным убором старейшин. Затем население перестала одевать чогирма, а использовали его члены фольклорно-этнографических и театральных ансамблей. Однако «шерази» и по сей день сохранилась среди среднего и возрастного населения.
В настоящее время население мало пользуется этим головным убором. Однако данное ремесло продолжает своё существование в качестве национального достояния, материального наследия благодаря интересу туристов. Кроме этого во всех праздничных мероприятиях мужчины одевают чогирма. Его надевают и при исполнении национального танца Лезги, при исполнении которого у всех появляется какое-то психологическое состояние при котором хочется плясать. В настоящее время отрасль изготовления чогирма стала современной. Основная проблема это уменьшение спектра этой отрасли. На современном этапе в республика поставила новый шаг к сохранению ценностей, к развитию народного творчества и практического искусства. Национальное ремесло благодаря независимости получила распространение, оценили труд мастеров. Мастера по изготовлению чогирма получили возможность представлять свои изделия на выставках. Значит, если народ существует, этот головной убор в качестве символа мужчин будет навеки жить в Хорезме.